LexDOCS для создания Системы управления законотворческой деятельностью

Система LexDOCS может быть использована в качестве технологической платформы для создания Системы управления законотворческой (нормотворческой) деятельностью, которая будет:

  • являться основной информационно-технологической платформой поддержки законодательного процесса на уровне Парламента страны, нормотворчества органов власти и управления на местах, деятельности, связанной с созданием нормативных актов;

  • выступать как единая система, в случаи совместного ведения вопросов (в терминах СУЗД, обработки документов) палатами (при наличии двухпалатного парламента);

  • обеспечивать поддержку децентрализованного (самостоятельного) ведения производства, (когда обработка документов и/или рассмотрение вопросов, относятся к исключительным полномочиям одной из палат парламента).

Назначение и основные цели СУЗД

Главной целью разработки и внедрения СУЗД является автоматизация основного вида деятельности Парламента – рассмотрение и принятие внесённых законопроектов Субъектами права законодательной инициативы (далее СПЗИ).

СУЗД обеспечивает субъектов законодательного процесса возможностью:

размещать в единой базе:

  • электронные копии текстов законопроектов;

  • предложения и замечания по изменению или дополнению текстов рассматриваемых законопроектов;

  • плановые, итоговые и обобщающие (интегральные) материалы;

  • учётные данные о результатах рассмотрения законопроектов на всех стадиях законодательной процедуры;

  • использовать в своей законотворческой работе:

  • тексты внесённых законопроектов и постановлений, включая сопровождающий их материал;

  • результаты рассмотрения законопроектов по всем стадиям законодательной процедуры, в том числе результаты рассмотрения внесённых предложений и/или замечаний;

  • тексты принятых законов, включая историю принятия изменений и/или дополнений (поправок).

 Решаемые задачи 

СУЗД решает несколько принципиально важных задач.

Создание систематизированной Базы данных законотворческих материалов:

  • законопроекты и проекты постановлений, включая сопровождающий их документы;

  • законопроекты, отклонённые и прилагаемые к ним документы;

  • принятые законы и постановления, включая историю внесения изменений и/или дополнений;

  • плановые, итоговые, информационные и другие обобщающие (интегральные) документы законодательного процесса различного уровня (палаты, Комитетов), включая:

-      программы работ;

-      календарные планы рассмотрения вопросов;

-      повестки и протоколы заседаний, включая стенограммы;

-      информацию о ходе реализации программ;

-      информацию о причинах отклонения законов;

  • систематизация по:

-      периодам работы (созывам);

-      стадиям работы – заседания;

-      структуре – комитеты/отделы;

-      стадии рассмотрения законопроектов;

-      субъектам права законодательной инициативы;

-      ответственным комитетам;

-      отраслям законодательства.

Автоматизация процесса прохождения законопроектов по стадиям законотворческой процедуры:

  • внесение законопроекта в Парламент субъектом права законодательной инициативы;

  • предварительное рассмотрение законопроекта;

  • первое, второе, третье чтения законопроекта;

  • повторное рассмотрение отклонённого законопроекта;

  • рассмотрение законопроекта Президентом;

  • повторное рассмотрение законопроекта, отклонённого Президентом.

Автоматизированное формирование учётной информации:

  • регистрация этапов прохождения проектов законов и постановлений;

  • регистрация документов заседаний;

  • регистрация документов, определённых Регламентом, устанавливающим порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов.

Оперативный поиск информации:

  • быстрый многокритериальный поиск необходимой информации на основе учётных реквизитов, включая полнотекстовый поиск по содержимому документов;

  • поиск и/или отбор информации через механизм навигации по различным аспектам  систематизации законотворческой информации, включая поддержку указателей и справочников;

  • поиск законопроектов и проектов постановлений;

  • поиск плановых, итоговых, информационных и других обобщающих (интегральных) документов;

  • поиск принятых и отклонённых законов и постановлений.

Мониторинг, статистика и контроль результатов законодательного процесса:

  • мониторинг законопроектов и проектов постановлений по стадиям законодательной процедуры:

            Учётная карта (или паспорт) проекта, где фиксируются  все детали прохождения проекта по стадиям законодательной процедуры: 

-   события, произошедшие на каждой из стадий (например, регистрация законопроекта, заседание Комитета и пр.);

-   документы, связанные с этими событиями (например, законопроект и сопровождающие его материалы, повестки, протоколы, решения, заключения).

  • cтатистика работы:

-   распределение законопроектов по признаку: кто субъект права законодательной инициативы;

-   распределение внесённых законопроектов в разрезе Комитетов;

-   распределение постановлений по комитетам, ответственным за их подготовку;

-   тематическая структура принятых законов и постановлений;

  • статистика работы Комитетов;

-    информация о прохождении законопроектов с учётом созыва;

-    информация о прохождении законопроектов по стадиям законодательного процесса;

-    итоги работы за различные периоды времени.

  • информация о выполнении графика рассмотрения вопросов;

  • реализации программ законопроектной работы;

  • информация о работе с отклонёнными законами.

  Функциональная схема СУЗД


База данных законотворческих материалов:

1.    Назначение

  • Централизованное накопление;

  • Систематизированное хранение;

  • Обеспечение доступа.

2.    Состав

  • Проекты законов и постановлений;

  • Итоговые, плановые и информационные документы;

  • Принятые законы и постановления.

3.    Основные принципы

  • Обеспечение полной информации

-      Автоматическая проверка обязательных реквизитов и документов;

  • Обеспечение достоверной информации

-      Протоколирование (аудит) и защита информации;

  • Обеспечение непротиворечивой информации

-      Контроль на недопустимость ввода противоречивой информации.

4.    Структура и организация хранения материалов

  • Все материалы будут обобщаться через Учётную карту (паспорт) проекта;

  • Паспорт будет состоять из набора реквизитов, дополнительно характеризующих проект, например:

-      № и дата проекта;

-      Наименование проекта;

-      Форма проекта – закон, постановление или международный договор;

-     Характер проекта – внесение изменений, принятие нового закона или постановления, признание утратившим силу  и т.п.;

-      Инициатор – Субъект права законодательной инициативы (СПЗИ);

-      Дата внесения проекта в Парламент;

-      Ответственный Комитет;

-      Комитеты/отделы – соисполнители;

-      Текущая стадия законодательной процедуры;

-  Последнее событие (действие), связанное с проектом, внутри текущей стадии законодательной процедуры;

  • Допустимость ввода и/или редактирования тех или иных реквизитов Паспорта проекта будет определяться текущей стадией законодательной процедуры.

Например:

- реквизит «Инициатор» будет доступен для ввода и редактирования на стадии «Внесения СПЗИ законопроекта на рассмотрение в Парламент»;

- реквизит «Дата принятия Закона Президентом» будет доступен только на стадии «Рассмотрение закона Президентом».

Содержательная часть материалов будет состоять из набора прикреплённых к Паспорту документов.
Каждый документ, в свою очередь, будет характеризоваться:

- своим собственным набором реквизитов (например, вид документа; кто и когда поместил документ);

- обязательно ассоциироваться с событием, произошедшим в рамках определённой стадии законодательной процедуры.

Например:

- текст Проекта закона (документ),  зарегистрированного в Аппарате Парламента (событие) на стадии внесения СПЗИ законопроекта на рассмотрение в Парламент (стадия);

- текст Повестки (документ) заседания Комитета (событие) на стадии предварительного рассмотрения законопроекта (стадия).

Образец (прототип) Учётной Карты Проекта:

Рег. № проекта

123-0

Дата проекта

23.09.2010

Наименование проекта

О внесения изменения в статью XX Закона…

Форма проекта

Закон

Субъект права законодательной инициативы

Кабинет Министров

Дата внесения в Законодательную палату

23.09.2010

Ответственный Комитет

Комитет по …

1. Внесение законопроекта в Парламент

Регистрация законопроекта и материалов к нему в Аппарате

Зарегистрирован и направлен Спикеру

23.09.2010 10:00

Текст внесенного законопроекта …..

Сопроводительное письмо….

Перечень актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона…

Прохождение законопроекта у Спикера палаты

Направлен в Комитет по …

23.09.2010 12:00

2.  Предварительное рассмотрение законопроекта

Принятие профильным Комитетом решения о предоставлении законопроекта в Кенгаш

Предложить принять законопроект к рассмотрению

23.09.2010 18:00

Письмо в Кенгаш …..

Проект Решения  Кенгаша…

Решение комитета …

Рассмотрение Кенгашом законопроекта

Назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания (срок); подготовить законопроект к рассмотрению в Законодательную палату (срок)

24.09.2010 11:00

     

Управление законотворческой процедурой

Управление законотворческой процедурой при поддержке СУЗД позволяет обеспечить оптимизацию нормотворческого процесса по нескольким направлениям.

  • Автоматизация законотворческой деятельности депутатов и сотрудников Аппарата палаты:

  • перечень допустимых стадий законодательной процедуры;

  • допустимые переходы между стадиями законодательной процедуры или допустимый порядок прохождения законопроектов по стадиям законодательной процедуры;

  • перечень допустимых событий во время прохождения законопроектов или перечень допустимых действий над законопроектом со стороны участника законотворческого процесса;

  • допустимый порядок событий (действий) внутри каждой стадии законодательной процедуры;

  • виды документов, которые создаются в процессе законотворческой деятельности;

  • перечень допустимых документов, которые могут быть связаны с событием в рамках стадии законодательной процедуры с указанием обязательных документов для некоторого события.



  • Возможность адаптации в случае внесения изменений и/или дополнений в порядок рассмотрения законопроектов и проектов постановлений, включая организационные изменения:

  • расширение или сужение перечня стадий законодательной процедуры, событий и видов документов;

  • изменение порядка прохождения законопроектов по стадиям законодательной процедуры;

  • изменение порядка событий внутри стадий законодательной процедуры;

  • расширение или сужение перечня документов, которые могут быть связаны с событием в рамках стадии законодательной процедуры;

  • расширение или сужение количества Комитетов, включая их персональный состав (например, в связи с новым созывом).

  • Упорядочение доступа (разграничение прав доступа) к законотворческим материалам и процедурам в соответствии с ролью участника законотворческого процесса и выполняемых им функций, а также с учётом стадий законодательной процедуры:

  • создание конкретных рабочих мест участников путём описания их прав на доступ к информации, а также на выполнение определённых наборов операций;

  • поддержка групповой формы контроля и определения доступа;

  • описание набора доступных операций над материалами и реквизитами Учётной карты проекта для каждой стадии законодательной процедуры и связанных с ней событий.

Учётная информация

СУЗД автоматизирует процесс регистрации и учёта всех событий и материалов, касающихся законотворческой деятельности.

В частности:

  • внесённые на рассмотрение в Парламент проекты законов и постановлений, включая прилагающиеся к ним дополнительные документы;

  • заседания Парламента, комитетов и временных комиссий, в том числе повестки, протоколы, стенограммы и другие, рассмотренные и принятые документы, предусмотренные Регламентом;

  • результаты рассмотрения законопроектов и проектов постановлений по всем стадиям законодательной процедуры, включая внесённые отзывы, предложения и замечания;

  • отклонённые законопроекты, включая причины их непринятия;

  • принятые законы и постановления, в том числе международные договора и соглашения.

Тем самым обеспечивается:

  • надлежащую идентификацию законопроектов, проектов постановлений и сопровождающих их материалов;

  • существенное сокращение времени на поиск законотворческой информации;

  • усиление контроля над ходом законодательной процедуры;

  • повышение оперативности и качества законотворческого процесса.

Оперативный доступ и поиск

СУЗД обеспечивает оперативный доступ и поиск необходимой информации, связанной с материалами законотворчества (нормотворчества).

1.         Методы поиска или отбора информации

  • Навигация по одному из аспектов систематизации

Поиск с помощью Навигатора заключается в последовательном уточнении интересующего раздела классификатора или справочника.

Каждый последующий шаг поиска сужает область отбора.

Обеспечиваться навигация по следующим аспектам:

  •        периодам работы – созывы;

  •        стадиям работы – заседания Парламента, заседания комитетов;

  •        структуре – комитеты;

  •        стадии рассмотрения законопроектов;

  •        субъектам права законодательной инициативы;

  •        ответственным комитетам;

  •        отраслям законодательства.

  • Многокритериальный, многоаспектный поиск – «поиск по образцу»

Осуществляется путём задания условий поиска посредством заполнения соответствующих поисковых реквизитов Формы ввода.

В результате выполнения отбора выводится список материалов (документов), которые удовлетворили заданным условиям отбора.

В качестве реквизитов поиска выступают:

  •          реквизиты Учётной карты проекта;

  •          содержательная часть материалов (тексты документов).

2.         Виды отбора информации

  •         Нерегламентированный отбор

Отбор информации предваряется заданием условия поиска через соответствующие Формы, включая отбор с помощью Навигаторов.

  •         Регламентированный отбор

Для отбора информации не требуется предварительного задания условий поиска со стороны пользователя, поскольку отбор осуществляется по заранее определённым в СУЗД условиям.

Например:

  •          Список законопроектов, находящихся на стадии «Первое чтение»;

  •          Список законопроектов, находящихся на рассмотрении в Комитете;

  •          Список законов, не принятых за последний месяц.

3.         Результат поиска информации

Результат отбора, или поиска информации в СУЗД т отображается в виде списка.

Каждая запись может включать в себя следующий набор базовых реквизитов для идентификации информации, и сопровождаться ссылкой на Учётную карту проекта или текст документа:

  • Рег. №;

  • Наименование законопроекта, проекта постановления, закона или документа;

  • Дата внесения;

  • Субъект права законодательной инициативы;

  • Ответственный комитет;

  • Стадия прохождения проекта, последнее событие и вынесенное решение;

  • Дата последнего события.


4.         Просмотр информации

СУЗД обеспечивает доступ на просмотр, включая вывод на печать:

  • Учётных карт проектов законов и постановлений, нормативных актов;

  • Текстов документов, включая в соответствующих редакциях;

  • Деталей заседаний Парламента и Комитетов;

  • Учётных данных участников законотворческого процесса.

5.         Сохранение предыдущей работы

СУЗД поддерживает интерактивное/автоматическое сохранение предыдущей работы пользователя с законотворческими материалами.

Например:

  •   Ведение списка документов, которые просматривались пользователем во время последнего сеанса работы;

  •   Закладки на законопроекты и проекты постановлений для быстрого доступа к ним.

Ожидаемый результат от внедрения

Внедрение СУЗД обеспечивает органу (организации) несколько результатов.

  • Автоматическое формирование единого информационного пространства документов по законотворческому и нормотворческому процессу;

  • Существенное сокращение времени на поиск информации;

  • Сокращение издержек на расходные материалы и непродуктивного расхода времени персонала на многократное копирование бумажных документов;

  • Серьезный шаг в освоении технологии безбумажного документооборота;

  • Достижение прозрачности и открытости;

  • Повышение ответственности;

  • Поддержка эффективной и рентабельной работы;

  • Расширение диалога организации с общественностью.

Внедрение системы

На базе платформы LexDOCS была разработана и внедрена Система электронного законотворчества в:



Доклад NIHOL на ICT FORUM 2016, в секции «eGovernment Uzbekistan», в рамках Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWEEK Uzbekistan 2016, в Международном бизнес-центре (21-22 сентября 2016 года, г. Ташкент):


NIHOL предлагает Заказчикам услуги по созданию и внедрению Системы управления законотворческой (нормотворческой) деятельностью на базе платформы LexDOCS.

Республика Узбекистан, 100187, Ташкент, ул. Интизор 26, компания NIHOL

Тел.:   998 (+71) 266–58–44, 266-58-45, 266-58-46, 266-58-47;

Факс: 998 (+71) 266–58–48;

E–mail: info@nihol.com, oracle@nihol.com

Web: http://www.nihol.com/activity/lexdocs/lms/