В условиях современной экономики необходимо просчитывать все шаги для достижения успеха любой государственной или частной компании, предприятия или ведомства, и первым и одним из важных шагов к этой цели является организация работы кадровой службы.
В традиционном представлении, управление персоналом выступает в виде кадровой работы, которая понимается как деятельность по учету персонала и оформлению документации, осуществляемой в первую очередь непосредственными руководителями и работниками кадровых службы. Однако мало кто знает, насколько многогранна и разнообразна на сегодняшний день данная деятельность, которая давно вышла за рамки сложившегося стереотипа и вобрала в себя основы кадрового менеджмента, корпоративного управления, психологии, социологии, применения информационно-коммуникационных технологий и много еще чего другого важного и полезного.
Для достижения эффективного управления персоналом необходимо, чтобы кадровая служба работала слажено и без перебоев. Поэтому важно своевременно и оперативно проводить изменения в этой работе, внедрять и применять в практику передовые технологии.
Кадровая служба в современных условиях должна быть организатором и координатором всей работы с кадрами на предприятии. Она призвана выполнять функцию контроля за реализацией кадровой политики в структурных подразделениях, осуществлять надзор за оплатой труда, медицинским обслуживанием работников, социально-психологическим климатом в коллективе, социальной защитой работников. Главными резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам.
Сегодня кадровики осуществляют разработку системы кадровой политики, обучение, адаптацию, расстановку персонала, проведение тренингов, учет движения персонала внутри компании, формирование команды и корпоративной культуры, разработку схем мотивации. Функции отдела кадров включают в себя: планирование комплектования штата сотрудников организации в перспективе, исследование кадрового потенциала работающих сотрудников, планирование продвижения перспективных специалистов внутри предприятия. Менеджеры отдела кадров осуществляют оценку профессиональных и личностных качеств специалистов, находящихся в резерве, организуют процессы обучения и повышения квалификации, а также аттестации сотрудников.
Данная деятельность сопровождается огромной базой данных и информации, которые необходимо не просто сохранять, а умело использовать в работе. Причем информация должна быть систематизирована, актуализирована и так далее, она должна быть единой по форме в разрезе организаций, предприятий страны, численность которых на сегодня составляет более двух сотен тысяч.
Критически подойдя к анализу данной ситуации, Министерство труда Республики Узбекистан приняло решение автоматизировать этот многогранный и достаточно трудоемкий процесс сбора информации и подготовки всевозможной отчетности, внедрив уникальную отечественную информационную систему ТИС «Кадрлар», которая является типовой информационной системой управления персоналом государственных органов Республики Узбекистан и предназначена для использования кадровыми службами.
Внедрение данной системы было начато еще в прошлом году на базе структурных подразделений министерства.
Использование кадровыми службами Министерства труда ТИС «Кадрлар», в первую очередь, обеспечило автоматизацию основных трудоемких рутинных процессов работы с персоналом, с обеспечением единообразного их выполнения. Получена полнофункциональная HR-система, позволяющая объединять в едином информационном поле все уровни управления персоналом: оперативный (штатно-кадровый и табельный учет, отчетность в вышестоящие надзорные органы), тактический (управление кадровыми процессами) и стратегический (моделирование и анализ процессов).
Внедрение системы повысило эффективность управления кадровым составом Министерства труда и обеспечило повышение результативности кадровой работы во всех его структурных подразделениях.
В процессе внедрения системы для обеспечения подготовки сведений по всем сотрудникам Министерства труда Республики Узбекистан, в сжатые сроки, было принято решение о подготовке справок-объективок в «Базе справок-объективок» данной системы. Функционал этого решения достаточно прост для освоения и использования специалистами кадровых служб.
Для обучения в Центральном аппарате Министерства труда был подготовлен учебный класс, оборудованный 20 персональными компьютерами. Обучение проводили сотрудники компании-разработчика «NIHOL» и специалисты подразделений министерства, которые участвовали в пилотном внедрении ТИС "Кадрлар" в своих местных структурах и уже освоили работу с системой.
Цикл занятий-тренингов прошли представители кадровых служб Главных управлений по труду всех областей. Результат обучения показал эффективность проведения обучения небольшими группами. Практические занятия способствовали скорейшему освоению функционала системы, и быстрому и качественному наполнению системы данными и информацией.
Так, по завершении подготовки сведений для «Базы справок-объективок», все подготовленные данные были импортированы в Базу решения «Кадровый менеджмент». Помимо этого, в рамках работы с системой кадровые службы подготовили организационно-штатную структуру своих подразделений и завершили подготовку штатного состава.
Внедрение системы попало на период проведения реорганизации Министерства труда и социальной защиты населения в Министерство труда Республики Узбекистан. Поэтому кадровыми службами министерства была проведена большая работа по изменению уже подготовленной структуры и штатных расписаний.
С внедрением ТИС «Кадрлар» информация о новом персонале вводится в базу данных только с оформлением официального приказа о приеме на работу. Также автоматизировано проводятся все движения персонала и его увольнение. Система обеспечила полноту и актуальность ранее разрозненной информации.
Сейчас при помощи данной системы запускается по всем структурным подразделениям автоматическое формирование «Табеля учета рабочего времени». В этих целях кадровые службы должны вносить в систему сведения текущего месяца по отпускам, листам нетрудоспособности, командировкам. По установленным графикам работ и введенным в специальную форму системы сведениям табель генерируется автоматически с возможностью его ручной корректировки. Планируется, что работа с данным функционалом системы, то есть грамотное оформление «Табеля учета рабочего времени» в электронном виде будет завершена уже в ближайшее время. После чего планируется перейти к запуску на всю республику еще одного нового функционала «Кадровое планирование».
На сегодняшний день автоматизация основных задач управления персоналом Министерства труда обеспечила оптимизацию и усовершенствование существующих рабочих процессов кадровой работы за счет использования современных IT-решений. Достигнуто сокращение сроков принятия и оформления кадровых решений. Внедрение системы обеспечило систематизацию и хранение информации о сотрудниках всех структурных подразделений Министерства труда Республики Узбекистан. Внедренная отечественная инновация способствовала повышению уровня достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе работы кадровых служб, а также уровня актуальности и достоверности представления данных в вышестоящие инстанции.
Эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности любой организации или предприятия, и достижения ими экономического успеха, а успеха можно добиться только в том случае, если в организации рабочий процесс будет налажен, и в первую очередь в кадровой службе.
Применение ТИС «Кадрлар», начатое со структурных служб Министерства труда Республики Узбекистан, на сегодняшний день положительно зарекомендовало себя и в других министерствах и ведомствах. Процесс автоматизации работы кадровых служб на местах будет развиваться.