Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисида қонун ижодкорлигининг электрон тизими
Назначение: Система электронного законотворчества обеспечивает автоматизацию процесса прохождения законопроектов и законов на всех этапах их рассмотрения и обсуждения в рамках законотворческой деятельности Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, начиная от момента поступления законопроекта от субъекта права законодательной инициативы в ЗП, рассмотрении проекта в первом, втором и третьем чтениях, его доработки, отклонении или принятии и отправки в Сенат, где закон проходит процедуры обсуждения, одобрения или отклонения, и соответственно направляется на утверждение Президенту, или возвращается на доработку в нижнюю палату.
Основные принципы: Обеспечение полной, достоверной и непротиворечивой информации.
Цель проекта: Усовершенствование и развитие процесса управления законотворческой деятельностью в Олий Мажлисе Республики Узбекистан, включая создание и внедрение Единой электронной системы управления документами, которая обеспечит автоматизацию процессов законотворческой деятельности в верхней и нижней палатах парламента, включая:
- создание единого информационного пространства (портала) для централизованного накопления, хранения, учёта, поиска, обмена и обработки законотворческих материалов;
- организацию законотворческого документооборота и автоматизацию совместной работы над законопроектами и другими материалами, относящимися к законотворческой деятельности;
- обеспечение информационно-правовой поддержкой законотворческой деятельности депутатов, сенаторов и сотрудников аппаратов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан через организацию доступа в Базу данных нормативно-правовых актов.
Заказчик: Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Основание: На основании запроса Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в рамках реализации парламентского проекта «Дальнейшее укрепление двухпалатной парламентской системы в Узбекистане и развитие связей с региональными Кенгашами», предусмотренного Программой DCI Комиссии Европейского Союза (www.ncu.uz), в феврале-июле 2015 года была разработана и внедрена система электронного законотворчества в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Проект финансировался и реализовывался при содействии:
О системе:
Разработанная на базе авторской платформы LexDOCS система электронного законотворчества обеспечивает необходимую технологическую и эксплуатационную инфраструктуру для поддержки и автоматизации процессов, связанных с законотворческой деятельностью Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, включая:
- формирование и ведение единой базы данных документов законотворческой деятельности;
- регистрацию и учёт всех документов, связанных с законотворческой деятельностью;
- оперативный поиск и доступ к законотворческой информации;
- сбор, хранение и обработку информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательной процедуры;
- организацию электронного документооборота законотворческого процесса и автоматизацию совместной работы над материалами, относящимися к законотворческой деятельности палат парламента;
- обеспечение информационно-аналитической поддержки законотворческой деятельности депутатов Законодательной палаты, членов Сената и сотрудников Аппаратов обеих палат путем оперативного извещения пользователей, поиска, обработки и предоставления необходимой информации.
Основные задачи:
- создание единой электронной базы документов в сегменте законотворчества;
- автоматизация процесса прохождения законопроектов/законов по этапам законотворческой деятельности;
- автоматизированное формирование учетной информации, и её оперативный поиск;
- мониторинг и контроль результатов законотворческого процесса.
Система обеспечивает:
- полноту и непротиворечивость, формирование и ведение единой базы данных документов законотворческой деятельности на узбекском и русском языках;
- сбор, хранение и обработку информации о прохождении законопроектов и законов по этапам законотворческой деятельности;
- регистрацию и учет всех документов, связанных с законотворческой деятельностью;
- оперативный поиск и доступ к законотворческим материалам.
Ключевые особенности:
- формирование и ведение единой систематизированной базы данных законотворческих материалов, включая сопровождающие и/или прилагаемые к ним документы;
- автоматизация процесса прохождения законопроектов по стадиям законотворческой процедуры, включая формирование всей необходимой учётной информации (ввод, хранение и обработка);
- оперативный поиск и навигация по различным аспектам систематизации актуальной, достоверной и непротиворечивой законотворческой информации;
- мониторинг, статистика и контроль результатов законодательного процесса;
- управление законотворческой процедурой, включая автоматизация законотворческой деятельности в соответствии с действующими Регламентами, адаптация и упорядочение доступа к материалам и процедурам в соответствии с ролью участника процесса и с учётом стадий Законодательной процедуры;
- автоматизация процесса регистрации и учёта всех событий и материалов, касающихся законотворческой деятельности (внесение на рассмотрение, заседания, результаты рассмотрения по всем стадиям, отклонения законопроектов и их причины, принятие и т.д. и т.п.);
- поддержка истории внесения изменений и/или дополнений в проекты законов и постановлений.
- наличие апробированных технологий и готовых программных компонентов;
- использование СУБД Oracle, которая рассчитана на работу с огромными объёмами данных и большим (десятки и сотни тысяч) числом пользователей, обеспечивая высокий уровень производительности, безопасности, надёжности и отказоустойчивости;
- размещение клиентских рабочих мест в пределах локальной и/или глобальной сети (Intranet, Internet);
- организация совместной работы на корпоративном уровне (внутри всей организации), которая строится на унифицированной платформе, состоящей из достаточно полного набора интегрированных между собой служб и сервисов.
- управление деловыми процессами, связанными с централизованной обработкой информации;
- возможность поэтапного наращивания функциональных возможностей системы в соответствии с потребностями Парламента;
- возможность организации информационного взаимодействия системы с существующими и вновь создаваемыми прикладными задачами независимо от особенностей их реализации;
- возможность постепенного накопления в системе разнородной информации для последующего анализа и представления ее в различных видах, как для внутреннего использования, так и для внешнего.
Система дает возможность:
· размещать в единой базе:
- электронные копии текстов законотворческих материалов;
- предложения и замечания по изменению документов;
- учетные данные о результатах рассмотрения законопроектов/законов на всех этапах законотворческой деятельности.
· использовать в своей работе:
- тексты внесенных законопроектов/законов и постановлений, включая сопровождающий их дополнительный материал;
- результаты рассмотрения документов по всем этапам законотворческой деятельности;
- тексты принятых законов, включая историю их изменений.
Система позволяет вести статистику и анализ работы:
· Статистика работы Законодательной палаты и Сената может вестись по направлениям:
- распределение законопроектов, внесенных в Законодательную палату, по субъектам права законодательной инициативы;
- распределение законопроектов/законов, внесенных в палаты, в разрезе Комитетов;
- распределение постановлений по комитетам, ответственным за их подготовку;
- тематическая структура принятых законов и постановлений;
· Статистика работы Комитетов может вестись по:
- информации о прохождении законотворческого материала с учетом созыва;
- информации о прохождении законотворческого материала по этапам законотворческого процесса;
- итогам работы за различные периоды времени.
· В том числе и статистика работы Аппаратов палат может включать данные по:
- анализ участия в законотворческом процессе;
- эффективность этапов, другое.
Возможность адаптации:
В системе заложена возможность адаптации в случае внесения изменений и/или дополнений в порядок рассмотрения законотворческих материалов, включая организационные изменения:
- расширение или сужение перечня стадий (этапов) законотворческой процедуры, событий и видов документов;
- изменение порядка прохождения документов по стадиям (этапам) законодательной процедуры;
- изменение порядка событий внутри стадий (этапов) законотворческой процедуры;
- расширение или сужение перечня документов, которые могут быть связаны с событием в рамках стадии (этапа) законотворческой процедуры;
- увеличение или уменьшение количества Комитетов, включая их персональный состав (например, в связи с новым созывом).
Главные результаты (эффекты) от внедрения:
- поэтапный переход от бумажного к электронному законотворческому процессу;
- экономия бюджетных средств и времени;
- оптимизация законотворческой деятельности в целом;
- внедрение новых информационных технологий в деятельность парламента.
С презентацией
о Системе электронного законотворчества в Олий Мажлисе
можно ознакомиться здесь.