В IT-сфере в году минувшем было немало ярких и значимых событий и достижений. Данная сфера активно развивается за счет комплексного подхода и внимания на государственном уровне. При этом особое внимание уделяется развитию систем «электронного правительства», доступности оказания качественных услуг населению через интернет.
Один из активных участников данного процесса – компания NIHOL, имеющая 30-летний опыт, в прошлом году приняла участие в ряде крупных проектов, связанных с внедрением информационных систем повышенной сложности. Об этом и других наиболее значимых событиях, а также о планах на ближайшую перспективу интервью с Фазлидином Мирзаевым, Председателем совета учредителей группы компаний NIHOL:
– Завершившийся год, как и новый 2017-й для нас характеризуются активной и напряженной работой над рядом крупных проектов. Прежде всего, мы сконцентрировались на нашем приоритетном проекте «Разработка и внедрение типовой информационной системы «Кадрлар» для систематизации и хранения информации о сотрудниках государственных органов» (ТИС «Кадрлар»).
ТИС «Кадрлар» является первой системой в Узбекистане, реализующей как внутриведомственные решения для кадровых служб всех государственных органов, так и интеграционного решения, объединяющего их в единое Национальное межведомственное информационное пространство по кадровым вопросам. Решения апробированы во всех подразделениях Министерства труда и Центре электронного правительства.
Уже сейчас к данной системе подключены 85 министерств и ведомств, а в целом, планируется, что пользователями ТИС "Кадрлар" станут все гос. предприятия страны, а это порядка двухсот тысяч организаций. Можно с полной уверенностью сказать, что аналогов подобной системы на сегодняшний день нет как у нас в стране, так и в ближайшем зарубежье.
Отмечу, что процесс эффективного развития и дальнейшего наращивания системы будет продолжен и в ближайшие годы, поскольку данному направлению уделяется огромное внимание на государственном уровне в целях оптимальной автоматизации процессов, связанных с вопросами трудовой занятости граждан страны.
Данная уникальная комплексная информационная система включает в себя следующие основные решения:
- back office решения: ТИС "Кадрлар" (Кадровый менеджмент), Национальный банк вакансий, База справок-объективок и Реестр справок-объективок. Обеспечена языковая локализация интерфейсов;
- front-end решение: Национальный кадровый портал, обеспечивающий единую точку входа во все системы и взаимосвязь с back-end решениями в части предоставления отчетов в Национальный банк вакансий. С Бета-версией портала сейчас работают юридические лица всех районов Ташкента. Обеспечена возможность масштабирования на всю республику. Организовано взаимодействие с пользователями посредством СМС уведомлений при регистрации на портале;
- интеграционная платформа с организацией межведомственного взаимодействия, обеспечивающая необходимые взаимодействия back office решений, взаимодействия с национальными государственными реестрами системы «Электронное правительство», с системой Министерства труда «Рынок труда», синхронизацию НСИ и т.д.
Еще одна наша система «Разработка и внедрение Единой автоматизированной информационной системы по обеспечению потребности юридических лиц в трудовых книжках» (ЕАИС MEHNAT DAFTARCHASI_UZ) также направлена на автоматизацию процессов обеспечения трудовыми книжками населения. Система охватывает весь спектр процессов: от подачи через Персональный кабинет на Национальном кадровом портале юридическими лицами заявлений на приобретение трудовых книжек до организации полного учета движения трудовых книжек сотрудниками подразделений Министерства труда.
Хочу обратить внимание на то, что в своих проектах специалисты NIHOL рассматривают предоставление Государственной услуги, как процесс. Мы считаем, что для организации интерактивной государственной услуги уже недостаточно формирования и предоставления только электронных форм документов, и в своих проектах обеспечиваем автоматизацию всего процесса оказания государственной услуги.
Так, для юридических лиц через Персональный кабинет организована подача сведений по вакансиям в Национальный Банк вакансий. Поступивший отчет принимается сотрудником Министерства труда. Сразу после приема, сведения о свободной вакансии публикуются на Национальном кадровом портале и доступны для просмотра всем посетителям портала. Автоматизация всех процессов работы с отчетами по вакансиям, позволяет оперативно пополнять Банк вакансий и информировать граждан, испытывающих проблемы с трудоустройством, актуальной информацией по свободным вакансиям в организациях.
В этом же Персональном кабинете юридическое лицо может подать заявку на приобретение трудовых книжек. На основе поданной электронной заявки запускаются бизнес-процессы по выполнению данной заявки сотрудниками Министерства труда. При этом заявитель может по статусу своей заявки отслеживать этапы её обработки.
В основе архитектуры разрабатываемых нами систем, о которых шла речь выше, лежат бизнес-процессы автоматизируемых функциональных процедур, что позволяет нам успешно разрабатывать и внедрять бизнес-процессы с высокой степенью масштабируемости. Мы строим Архитектуру интеграции не на единстве платформ, а на принципах сервис-ориентированной архитектуры. В качестве платформы для построения решений используем решения IBM – признанного мирового лидера в сфере SOA.
На развитие архитектуры наших решений повлияло широкое распространение мобильных устройств. Для обеспечения оперативного доступа к информации или согласования бизнес-процессов, часть функционала систем продублирована на мобильные приложения.
Особое внимание при разработке систем уделяется построению архитектуры безопасности. В её основу положены механизмы безопасности программно-технического уровня. Предусмотрена безопасность доступа к данным в зависимости от уровня подчинения, функций и принимаемых решений должностным лицом или службой и их обязанностей. В решениях обеспечена многоуровневая иерархия доступа к данным, ведение Централизованного реестра пользователей, основанного на каталоге LDAP, а также двухфакторная аутентификация пользователей по средствам проверки логина и пароля на сервере аутентификации ТИС "Кадрлар" и валидации электронной цифровой подписи пользователя на сервере ГНК РУз в режиме реального времени. Таким образом применяются самые передовые и современные технологии защиты.
Не маловажным фактором для апробирования технических решений, эффективности ведения разработок, качественного тестирования и ускорения внедрения в промышленную эксплуатацию создаваемых систем, является приобретение для собственных нужд серверного оборудования всемирно известного вендора – компании IBM. В настоящее время NIHOL готова предложить заказчикам, с учетом их потребностей, качественно новый вид облачных сервисов: PaaS (Platform-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service).
Другим направлением наших разработок является использование промышленной Системы управления базой данных Oracle, которая рассчитана на работу с огромными объёмами данных и большим (десятки и сотни тысяч) числом пользователей, обеспечивая высокий уровень производительности, безопасности, надёжности и отказоустойчивости. При разработке информационных систем с использованием промышленной СУБД Oracle нами применяется авторская платформа LexDOCS, обеспечивающая возможность разработки информационных систем повышенной сложности для удовлетворения потребностей крупных государственных и коммерческих организаций и компаний. Так, на авторской платформе LexDOCS для Центра правовой информатизации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан была разработана, внедрена и развивалась в период с 2002 по 2009 гг. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан – «LexUZ», также были разработаны и внедрены информационные системы для Национальной авиакомпании, Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества и других.
Последний наш проект с использованием авторской платформы LexDOCS связан с Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Система электронного законотворчества для Олий Мажлиса предназначена для централизованного накопления, систематизированного хранения и обеспечения доступа депутатов Законодательной палаты, членов Сената, сотрудников аппаратов палат парламента к законотворческим материалам, которые разрабатываются в ходе законотворческой деятельности двух палат парламента. Системой решаются задачи по созданию единого информационного пространства для централизованного накопления, хранения, учёта, поиска, обмена и обработки законотворческих материалов; организации законотворческого документооборота и автоматизации совместной работы над законопроектами и другими материалами, относящиеся к законотворческой деятельности. Система позволяет обеспечить ведение мониторинга, статистики и контроля результатов законодательного процесса.
В прошлом году мы активно также работали с такими известными мировыми вендорами такими, как IBM, LENOVO, Huawei, Microtik, Fujitsu Technology Solutions GMBH и другими. Продолжится данное сотрудничество и в этом году. Профессиональный подход к интересам заказчика позволил нам реализовать крупные проекты по модернизации IT-комплексов и поставкам оборудования мирового класса. В числе наших клиентов в этом году были Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, компании «LG», «Coca Cola Ichimligi», «Sharq Telekom», СП «General Motors Uzbekistan», и другие. Например, компания LG-N-Sys Inc. пригласила нас принять участие в проекте «Individual and Legal entity Database System» (База данных юридических и физических лиц), реализуемом в рамках Электронного Правительства, где нами была выполнена инсталляция и настройка сетевого оборудования Huawei, обеспечивающее высоко защищенную инфраструктуру комплекса. Принимая во внимание профессионализм наших специалистов и высокое качество выполненных работ по этому проекту, а также положительные отзывы со стороны заказчика, компания LG вновь пригласила нас для выполнения настройки сетевого оборудования в рамках проекта реализации расширения системы (IPS Integrated Platform System - Система Интегрированной Платформы). Это лишь некоторые примеры успешного сотрудничества.
Не могу не отметить, что ярким событием минувшего года для нас также стало участие в ежегодной международной Выставке информационно-коммуникационных технологий ICTEXPO 2016 и в ICT FORUM 2016, организованном в рамках Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWEEK Uzbekistan 2016, в формате блочных конференций, секционных заседаний, мастер-классов и панельных дискуссий. На форуме специалисты NIHOL выступили с докладами о реализованных проектах «электронного правительства». И это был хороший опыт обмена мнениями с различными международными экспертами по технологиям, информационным системам и базам данных «электронного правительства».
Плодотворным стало участие по приглашению компании Fujitsu Technology Solutions GMBH и в международном форуме «Цифровые трансформации будущего» в Германии, а также в ежегодных форумах IBM и Oracle, семинарах компании Microtik и других.
Говоря о планах на этот год, подчеркну, что для нас важен поиск новых идей и предложений. Мы готовы оказать помощь клиентам, бизнес-партнерам и независимым разработчикам программного обеспечения в понимании, оценке, проработке и внедрении инновационных решений. Предлагаем новые сервисные возможности по тестированию более 100 локальных и удалённых инфраструктурных решений: Power Systems, Systems Storage, Systems z, IBM Software, IBM Cloud, SAP HANA on Power и многое другое. Большое внимание будем уделять вопросам управления инфраструктурой хранения данных, в частности, Центров Обработки Данных. Это направление в развитии ИТ-индустрии связано со значительным ростом количества корпоративных ЦОД и процессом консолидации в индустрии коммерческих ЦОД. Оно становится все более востребованным, как и разнообразные решения по применению ленточных технологий для повышения эффективности деятельности, повышения сохранности и оперативности использования данных, а также системы безопасности.
В современных условиях приоритетное значение приобретают вопросы широкого внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности. И в этой связи, пользуясь случаем, хочу пожелать всем коллегам в 2017 году новых творческих решений, интересных проектов, новаторства, профессионализма. А всем жителям Узбекистана, конечно же, здоровья, счастья и благоденствия!