По вопросу внедрения в Узбекистане информационных систем, автоматизирующих бизнес-процессы

По вопросу внедрения в Узбекистане информационных систем, автоматизирующих бизнес-процессы

    Данная тема актуальна для наших дней,  достаточно обсуждаема и в этой связи представляем точку зрения NIHOL.

    При автоматизации любого бизнес-процесса, если в процесс его внедрения активно вовлечён руководитель, заинтересованный в эффективности конечного результата, неважно на каком уровне внедряется автоматизированная система – на уровне министерства, ведомства или организации/предприятия – выгода от внедрения будет более высока, а процесс будет поддерживаться на административном уровне. Как, например, при внедрении в Южной Корее программы Электронного правительства именно президент этой страны был главным заинтересованным лицом. И при этом, как бывший айтишник, понимающий все плюсы автоматизации, он максимально использовал административный ресурс для скорейшего и успешного внедрения всех компонентов «E-government».  

    Архитектурный подход к созданию автоматизированных систем объясняется тем, что автоматизация бизнес-процесса подчинена главной цели организации, являющейся объектом автоматизации. Это может быть министерство или отдельный государственный орган, предприятие  – грамотный подход к автоматизации улучшит, ускорит, оптимизирует все процессы и виды деятельности, повысит эффективность в целом всей организации или министерства.

    Но есть и другая опасная крайность, когда при автоматизации сложных бизнес-процессов, руководитель организации пытается приспособить свои бизнес-процессы под какую-то «коробочную версию» автоматизации похожих бизнес-процессов. И тогда уже бизнес-процесс перекраивается под готовые схемы организации и управления, заложенные в «коробочную версию». Такой подход широко использовался в конце 90-х и начале 2000-х годов.

    В этом случае бывает, что интересы бизнеса (организации) жертвуются в угоду того, чтобы создать некую автоматизированную систему. При этом создаваемая система, не только кромсает все интересы бизнеса, но и на её создание и внедрение тратятся колоссальные деньги и ресурсы. Результатом такого подхода может стать (и было немало случаев!) разорение бизнеса, и даже его полный крах.

    Хорошо, когда главный руководитель организации, где внедряется автоматизация бизнес-процессов, разбирается в ИТ-сфере, но во главу угла должны ставиться, прежде всего, интересы бизнеса, его выгода. То есть айтишники не должны диктовать, как строить бизнес. При автоматизации любого бизнеса должна сохраняться тонкая грань: айтишник должен в хорошем понимании слова обслуживать бизнес, а не подчинять бизнес своим интересам, прогибая бизнес под готовое коробочное ИТ-решение.

    Коробочные решения были панацеей в давно минувшие, как упоминалось выше, девяностые. Сейчас это их применение часто неоправданно, и в таких случаях от них надо уходить. Не подкраивать под них бизнес, не ломать бизнес в угоду автоматизации, а именно внедрять под бизнес-процесс гибкие информационные системы, эффективно и грамотно автоматизирующие деятельность любого предприятия с учётом возможности развития в перспективе.

    Понимание этих важных нюансов и граней очень важно в проведении всех тех реформ с использованием автоматизации, которые сегодня активно проводятся в различных структурах и ведомствах.