На днях Правительство Узбекистана подписало Постановление «О мерах по совершенствованию информационной безопасности во всемирной информационной сети Интернет», которым утвержден детальный порядок блокировки сайтов в узбекском сегменте глобальной сети.
Сайт могут заблокировать за:
- призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Узбекистана;
- пропаганду войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
- разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
- распространение информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
- пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- пропаганду порнографии;
- совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
В рамках документа в стране будет сформирован Реестр информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих запрещенную информацию (Реестр).
Специально уполномоченным органом, осуществляющим ограничение доступа к информационным ресурсам сети Интернет является Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.
Блокировка сайтов осуществляется только в отношении информационных ресурсов, идентификационные данные которых внесены в Реестр.
Мы попросили нашего эксперта дать комментарии.
Сергей РАБАЕВ, Chief Information Officer, заместитель директора по ИТ компании RIM-NIHOL поделился своей точкой зрения по некоторым аспектам данной темы.
– Если посмотреть в целом, то сама идея блокировки веб-сайтов и интернет-ресурсов на территории многих стран мира далеко не нова. Немало копий и орудий сломано в дискуссиях и баталиях по данному вопросу. Но мировая практика и опыт показывают, что тренд на ограничение доступа на государственном уровне к сети Интернет растёт и зачастую он обоснован и необходим.
Другой вопрос, какими методами и в какой атмосфере происходят данные мероприятия. Лично я всё же больше поддерживаю данные начинания касаемо частичного ограничения доступа к сети Интернет, хотя понимаю недовольства других людей в данном вопросе. Но проводить данные мероприятия надо профессионально и осторожно, с умом.
Не совсем ясно, что нужно для внесения в реестр - заключение центра и решение эксперт-комиссии, или достаточно одного.
– Давайте, попробуем разобраться по порядку. Дело в том, что в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 707 от 5 сентября 2018 года (далее – Постановление, в рамках данной дискуссии) сказано, что достаточно заключения о наличии запрещенной информации Центром на основании мониторинга информационных ресурсов для вынесения решения по добавлению веб ресурса в Реестр. Но Центр «имеет право обращаться» в Экспертную комиссию «для проведения экспертизы информационных ресурсов сети Интернет». Заключение выносит Центр, Экспертная комиссия выносит решение о признании информации как запрещенной. Решение Экспертной комиссии является основанием для внесения Центром идентификационных данных информационного ресурса в Реестр. Таким образом, Экспертная комиссия является своего рода вспомогательным органом в данном вопросе, когда, например, ситуация неоднозначная и Центр не может точно определить, является ли данный информационный ресурс запрещенным, запрещен ли он полностью или лишь только частично и так далее.
Так же не надо забывать интересный момент, что юридические и физические лица (пользователи на территории Республики Узбекистан) могут обращаться в Центр с инициативой по внесению определенных информационных ресурсов в Реестр. Интересно, каким образом будет организована данная деятельность и на сколько точно и быстро будут рассматриваться данные обращения.
В постановлении ничего нет об уведомлении владельца сайта о блокировке. Выходит, что владелец узнает о блокировке, когда попытается зайти на свой сайт?
– Спасибо за вопрос касательно оповещения владельца информационного ресурса о блокировке. В постановлении сказано лишь только то, что при обращении пользователей (в том числе и владельцев запрещенных ресурсов) на территории Узбекистана будет выводиться так называемая «заглушка», то есть веб страница с оповещением о блокировке и контактными данными для обращения. Причина и дата блокировки, как я понимаю, на данной странице выводиться не будет. К тому же, оповещать владельца напрямую, например, посредством электронной почты, весьма нетривиальный процесс, который не всегда будет давать ожидаемый результат.
А если рассмотреть ситуацию, например, что владелец сайта, находится не на территории Узбекистана, но его ресурс обращен в сторону пользователей из Узбекистана, то о блокировке своего ресурса он и вовсе сможет узнать лишь по косвенным причинам. Например, при падении активности посещения пользователей или вовсе их отсутствии. Весьма спорный момент, но на данном этапе ситуация именно такова.
Согласно постановления, информация о наличии или отсутствии сайта или домена в реестре не является общедоступной и выдается либо госорганам по их компетенции, либо владельцам сайтов по запросу. Должен ли реестр быть в открытом доступе?
– Касаемо реестра, то, на мой взгляд, он НЕ должен находиться в открытом доступе. Но при этом, как мне видится, нужно организовать веб ресурс, что-то в виде электронных государственных услуг, зайдя на который и внеся идентификационные данные веб ресурса, такие как сетевой адрес (IP address) и доменное имя (domain name) можно было совершенно бесплатно и моментально получить полную информацию по блокировке данного ресурса: когда внесен в Реестр, причина и основание внесения в Реестр.
Интересен так же момент, как будут решать вопрос с блокировкой, например, социальных сетей или форумов. Будет ли являться основанием «запрещенный» пост (сообщение) на форуме для внесения в реестр всего информационного ресурса или будет внесена в реестр лишь прямая ссылка на данное сообщение, ветку или под форум. Тот же самый вопрос можно задать и касаемо социальных сетей.
В любом случае, ситуация очень интересная, хотя бы потому, что мы стали открыто говорить об этом, вышло Постановление и прилагаются попытки для законодательного урегулирования данного вопроса. Пройдёт некоторое время, будут отточены технологии и методы блокировки деструктивных (запрещенных) ресурсов Интернет и система начнет работать правильно и в полной мере, во всяком случае, хочется в это верить.
Спасибо за интервью.