Интервью с Фазлидином Абдуллаевичем Мирзаевым, председателем Совета учредителей группы компаний NIHOL, директором компании «NIHOL-KOMTEX» (резидент Инновационного центра по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center»).
– Минувший год был насыщен различными событиями и преобразованиями в сфере ИКТ. Для NIHOL, как участника данного рынка с 30-летним стажем успешной работы, этот год выдался плодотворным?
– В целом, да. Продолжался процесс внедрения в государственных предприятиях и организациях страны таких наших решений типовой информационной системы управления персоналом государственных органов Республики Узбекистан (ТИС «Кадрлар») как «База справок-объективок» и «Кадровый менеджмент». На текущий момент с системой активно работают порядка шести тысяч кадровых служб госорганизаций, и в базу системы внесено уже около 160 тысяч справок-объективок. Наша группа внедрения и технической поддержки продолжает оказывать пользователям информационную, консультативную и практическую помощь, так как к данной системе постоянно подключаются новые пользователи. Опыт, полученный при реализации этого достаточно сложного проекта, практика оперативной оптимизации модулей системы, обеспечили не только успешное внедрение, но и позволили нашим программистам разработать новые инновационные решения.
– Вы могли бы рассказать об этом немного подробнее?
– Большой опыт по разработке программных продуктов в области регулирования рынка труда и оказания действенного содействия в обеспечении занятости населения позволил специалистам NIHOL инициативно разработать Автоматизированную информационную систему «Обеспечение занятости населения», предлагаемую нами для реализации на основе государственно-частного партнерства. АИС «Обеспечение занятости населения» была апробирована при создании Национальной Базы вакансий, формируемой на базе отчетов, подаваемых государственными органами, и обеспечила актуальность публикации уникальных вакансий и возможность многокритериального поиска вакансий на портале. Апробация системы проведена на Национальном Кадровом портале, развернутом на программно-аппаратном комплексе NIHOL. В процессе тестирования, Центрам содействия занятости населения был предоставлен доступ к системе с актуальной информацией по вакансиям и возможность распечатки вакансий по своему району для размещения на своих стендах трудоустройства, а также на стендах махаллинских комитетов.
При этом была достигнута хорошая результативность по наполнению Базы вакансий и их публикации на портале (отчеты по вакансиям предоставляли около 17 тысяч предприятий, и в среднем ежемесячно на портале публиковалось до 85 тысяч вакансий). В целях выявления востребованности услуг, предоставляемых на портале, и повышения их качества, было проведено анкетирование кадровых служб госпредприятий и организаций. В опросе приняло участие свыше 14 тысяч специалистов кадровых служб. Более 95% опрошенных признали ресурс полезным, 90% – что процедура подачи отчетов облегчилась. Опрос показал, что за время тестовой работы ежемесячно более 25 тысяч человек устроивались на работу, используя вакансии портала. Большое количество пожеланий, поступивших от посетителей-пользователей портала, о необходимости развития решения и предоставления возможности не только выбора вакансии, но и возможности онлайн трудоустройства через портал, определили направление дальнейшего развития разработанного решения – система была расширена блоком «Трудоустройство».
Разработанный нами сервис трудоустройства позволит гражданам подавать онлайн заявку на выбранную на портале вакансию, автоматически получать ответ от работодателя, а органам Минзанятости обеспечит возможность запуска процедур трудоустройства и мониторинга их выполнения не только с рабочего места, но и с планшета на выездных встречах с населением, проводимых по жалобам на невозможность трудоустройства в том или ином регионе республики. Для информирования населения и работодателей используются информационные ресурсы Национального Кадрового портала. Предусмотрена возможность информирования работодателей и граждан-соискателей о значимых событиях и отслеживания хода важных процессов как в Персональном кабинете, так и посредством СМС-уведомлений. Решения системы могут быть функционально расширены.
Разработанное NIHOL решение позволит обеспечить эффективность внедрения в Минзанятости прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, расширение точек доступа к услугам органов по труду и оказание государственных услуг по принципу «одно окно».
Предлагаемое нами решение не имеет аналогов в Республике Узбекистан, его внедрение может обеспечить качественный скачок в электронном взаимодействии государства и населения как в сфере экономики, так и социальных задач.
– Фазлидин Абдуллаевич, о развитии государственно-частного партнерства в сфере ИКТ сегодня не так много информации. Это направление только начинает развиваться. Решение, о котором вы рассказали – единственная Ваша разработка, или есть еще и другие?
– Свои предложения и идеи по развитию ГЧП мы, как резиденты, внесли в администрацию Mirzo Ulugbek Innovation Center, поскольку отечественный инновационный центр призван содействовать в продвижении таких разработок и решений. В MUIC с большим интересом отнеслись к нашим инновациям, и передали их на рассмотрение в Администрацию Президента РУз. Отмечу, что наши решения по развитию ГЧП не единственные, были идеи и от других резидентов. Поэтому процесс рассмотрения предложений, безусловно, займет какое-то время. Но уверен, что здравый смысл и начатые в минувшем году реформы по цифровизации всего нашего общества поступательно будут продолжены и в новом 2019 году.
А мы, действительно, не ограничились одним предложением. Большой опыт по разработке и внедрению сложнейших интеграционных решений для обеспечения автоматизации бизнес-процессов позволил специалистам NIHOL разработать Интеграционную платформу для ERP систем и проектов e-gov, предлагаемую для реализации также на основе ГЧП. Это – инновационное унифицированное решение ориентировано на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, реализующего общую модель данных и процессов для любых сфер деятельности.
Интеграционная платформа предназначена для создания единого информационного пространства для всех структурных подразделений организации (ведомства), которое позволит провести модернизацию необходимых процессов и обеспечить повышение качества принятия управленческих решений за счет консолидации данных, оперативности их представления, а также полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации.
Основу архитектуры базовой Интеграционной платформы составляют решения неоднократно апробированные в системах, разработанных и внедряемых NIHOL. Отмечу, что принятие качественно нового для Узбекистана вида облачных сервисов (SaaS технологии) позволит избавить государство от большей части затрат на реализацию программы цифровой трансформации госуправления.
И третье решение, предлагаемое нами в рамках государственно-частного партнёрства без привлечения государственных финансовых средств – это База данных международных, национальных и отраслевых стандартов и другой нормативно-технической документации. В основе организации данного решения предлагаются адаптированные проектные решения и технологии, реализованные в электронной Системе управления документами LexDOCS, разработанной нашей компанией, и успешно апробированной в ряде проектов для Национальной авиакомпании, Министерства юстиции, НИМФОГО и парламента страны. С организацией Базы данных международных, национальных и отраслевых стандартов и другой нормативно-технической документации ожидается, что формирование государственного фонда нормативно-технических документов перейдёт в плоскость прозрачного баланса между повышением качества оказываемых информационных услуг в области технического регулирования и обеспечением их рентабельности.
– Генерирование новых идей и предложений – это, безусловно, путь развития и созидания. А какие еще направления, помимо разработки ПО, NIHOL планирует развивать, видя в них потребность на рынке и перспективы?
– В стратегию компаний группы на 2019 года мы заложили развитие еще двух наших приоритетных направлений. Это – «информационная безопасность» и «гиперконвергентные системы».
NIHOL одним из первых начал расширять линейку партнеров, предлагающих решения по ИБ отечественным потребителям. В этих целях на протяжении последних двух лет нами проводятся систематические мероприятия и конференции по теме ИБ для наших заказчиков, представляющих различные сферы, что позволяет им знакомиться с актуальной информацией по угрозам, зловредам, атакам и решениям по их выявлению, предотвращению и противостоянию. Мы предлагаем комплексный подход по решению задач в ИБ.
Сегодня все больше иностранных производителей приходят на рынок Узбекистана. И чтобы эффективно работать с ними, надо иметь высокую квалификацию, быть сертифицированными специалистами. Технические специалисты NIHOL имеют сертификацию по каждому предлагаемому продукту и решению ИБ. И перечень наших предложений по ИБ достаточно объемный. Мы предлагаем самые передовые и современные инструменты реализации ИБ для своих клиентов. И готовы реализовать различные решения в сфере современного управления и защиты данных, а также решения для защиты конечных точек, позволяющие защищать серверы и рабочие станции как от ранее известных, так и еще не известных атак. В целом, это – разнообразные решения по информационной безопасности, объединенные в платформу для защиты сети, конечных точек, облачных приложений и ЦОДов. Мы готовы обеспечить нашим заказчикам комплексный подход в решении задач по ИБ.
В направлении ИБ мы имеем достаточный опыт работы. Только в минувшем году были успешно реализованы несколько крупных проектов для АКБ «Турон», АКБ «Узпромстройбанк», АКБ «Кишлок курилиш банк».
Учитывая наш опыт в этом направлении, по запросу Центра информационной и общественной безопасности наш специалист включен в состав Технического совета, который, как планируется, будет взаимодействовать с Государственной инспекцией по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан, Центром технического содействия, Центром оказания содействия общественному порядку «Безопасный город» Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Что же касается развития направления гиперконвергентные системы, то мы видим, что сегодня растет число проектов по созданию дата-центров. И с развитием интернет-технологий потребность в таких центрах обработки данных будет только возрастать. В этой связи все актуальнее становится использование гиперконвергентной инфраструктуры.
Потребителями гиперконвергентной инфраструктуры сегодня являются многие крупные предприятия, а также многие банки, обращающие внимание на силу гибких возможностей интеграции с имеющимися серверами, гипервизором и виртуальным программным обеспечением. К примеру, использование гиперконвергентного решения позволяет банку значительно снизить эксплуатационные расходы и уменьшить показатель TCO (total cost of ownership – совокупная стоимость владения).
Все гиперконвергентные системы оснащаются уникальным управляющим программным обеспечением, которое упрощает процессы, выполняемые вручную и, соответственно, снижает расходы на эксплуатацию. С внедрением на предприятии/организации данной системы ИТ-среда может быть предельно простой и понятной. Мы можем говорить об этом с уверенностью, поскольку в этом направлении нами реализовано немало крупных проектов, часть из них будет продолжена и завершена уже в 2019 году.
– Спасибо за содержательный разговор. Вы поделились с нашими читателями своими интересными планами. В завершение, чтобы Вы пожелали всем в 2019 году?
– Здорового оптимизма, профессионального отношения к своему делу, и просто счастья, здоровья, веры в себя и в своих близких! И пусть новый год принесет всем нам удачу и процветание!