За последние пару лет сделан значительный прорыв в реформировании многих направлений сферы информационно-коммуникационных технологий. Модернизация включала ребрендинг профильного министерства, создание новых государственных структур, координирующих деятельность и осуществляющих поддержку участников ИТ-рынка, в том числе таких направлений, как информационная безопасность, кибербезопасность, интерактивные услуги, «умный город», «искусственный интеллект», e-government, инновации резидентов «Mirzo Ulugbek Innovation Center», для которых были предоставлены льготы и преференции, и многое, многое другое.
Информация об инновационных проектах и тенденциях в развитии сферы ИКТ, точка зрения одного из экспертов на происходящие реформы – в интервью с Фазлидином Мирзаевым, председателем Совета учредителей группы компаний NIHOL, директором компании «NIHOL-KOMTEX».
Наша справка: Данная отечественная компания является резидентом Инновационного центра по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center» (MUIC). Имеет тридцатилетний опыт работы на ИТ-рынке. В «портфеле» компании – успешно реализованные крупные проекты для верхней и нижней палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Государственного таможенного комитета, Министерства юстиции, НАК «Узбекистон хаво йуллари», Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, других крупных государственных предприятий, ведомств, акционерных обществ, банков.
– Рынок диктует спрос и предложения. Развитие каких направлений Вы прогнозируете?
– Мы считаем важным в ближайшее время развивать государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере ИКТ, укрепить правовую основу данного партнерства. Пока это направление только начинает развиваться у нас. На уровне государства ему сейчас уделяется большое внимание. В частности, буквально на днях Национальное агентство проектного управления (НАПУ), которое напрямую подчинено Президенту, совместно с MUIC провело расширенную рабочую встречу с резидентами Инновационного центра, где обсуждались различные вопросы, связанные с продвижением проектов по ГЧП, предложения по созданию правовой основы для их внедрения, и многие другие волнующие разработчиков вопросы. Резиденты MUIC подготовили свои предложения по реализации ряда актуальных проектов. Несколько своих ИТ-решений готовы предложить и мы.
Так, большой опыт по разработке и внедрению сложнейших интеграционных решений для обеспечения автоматизации бизнес-процессов позволил нашим специалистам разработать Интеграционную платформу для ERP систем и проектов e-government, предлагаемую для реализации на основе ГЧП. Это – инновационное унифицированное решение ориентировано на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, реализующего общую модель данных и процессов для любых сфер деятельности.
Интеграционная платформа предназначена для создания единого информационного пространства для всех структурных подразделений организации (ведомства), которое позволит провести модернизацию необходимых процессов и обеспечить повышение качества принятия управленческих решений за счет консолидации данных, оперативности их представления, а также полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации.
Основу архитектуры базовой Интеграционной платформы составляют решения неоднократно апробированные в системах, разработанных и внедряемых NIHOL. Отмечу, что принятие качественно нового для Узбекистана вида облачных сервисов (SaaS технологии) позволит избавить государство от большей части затрат на реализацию программы цифровой трансформации госуправления.
Еще одно предложение на основе государственно-частного партнерства – Автоматизированная информационная система «Обеспечение занятости населения». Данная система была апробирована при создании Национальной Базы вакансий, формируемой на базе отчетов, подаваемых государственными органами, и обеспечила актуальность публикации уникальных вакансий и возможность многокритериального поиска вакансий на портале. Апробация была проведена на Национальном Кадровом портале, развернутом на программно-аппаратном комплексе нашей компании. В процессе тестирования, Центрам содействия занятости населения был предоставлен доступ к системе с актуальной информацией по вакансиям и возможность распечатки вакансий по своему району для размещения на своих стендах трудоустройства, а также на стендах махаллинских комитетов.
Большое количество пожеланий, поступивших во время тестирования от посетителей-пользователей портала, касались необходимости развития решения и возможности не только выбора вакансии, но и онлайн трудоустройства через портал. В результате система была расширена блоком «Трудоустройство».
Разработанный нами сервис трудоустройства позволит гражданам подавать онлайн заявку на выбранную на портале вакансию, автоматически получать ответ от работодателя, а органам Минзанятости обеспечит возможность запуска процедур трудоустройства и мониторинга их выполнения не только с рабочего места, но и с планшета на выездных встречах с населением, проводимых по жалобам на невозможность трудоустройства в том или ином регионе республики. Для информирования населения и работодателей используются информационные ресурсы Национального Кадрового портала. Предусмотрена возможность информирования работодателей и граждан-соискателей о значимых событиях и отслеживания хода важных процессов как в Персональном кабинете, так и посредством СМС-уведомлений. Решения системы могут быть еще функционально расширены, и позволяют обеспечить эффективность внедрения в Минзанятости прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, расширение точек доступа к услугам органов по труду и оказание государственных услуг по принципу «одно окно».
Предлагаемое решение не имеет аналогов в Узбекистане, и его внедрение может обеспечить качественный скачок в электронном взаимодействии государства и населения как в сфере экономики, так и в решении социальных задач.
Есть у нас также интересное предложение по ГЧП и в сфере медицины. Подчеркну, что для внедрения проектов в рамках государственно-частного партнерства мы готовы привлечь иностранных инвесторов. Свои предложения по проектам мы, как резиденты, передали в администрацию Mirzo Ulugbek Innovation Center. А сейчас, как я отметил в начале нашего разговора, к процессу внедрения проектов ГЧП активно подключилось НАПУ, и это очень важно с точки зрения эффективности внедрения проектов.
– Сейчас много говорят о цифровизации практически во всех сферах. Вы рассказали о некоторых своих предложениях по развитию государственно-частного партнерства в сфере ИТ. Однако, интересно узнать о конкретных примерах инноваций?
– Действительно, у нас в стране давно назрела необходимость создания современной системы приема на работу, повышения квалификации государственных служащих, их ротации и освобождения от той или иной должности. Речь о новом уровне работы с кадрами в системе государственного управления, привлечения в неё большего количества наиболее талантливых и квалифицированных работников с применением методов современного менеджмента. В этой связи и была нами разработана в рамках проектов e-government система «Кадрлар», которая призвана решать данные актуальные задачи управления персоналом государственных органов.
Отечественная инновация способствовала формированию единообразной, актуальной, полной и систематизированной базы информации, получаемой в ходе работы кадровых служб, а также повышению оперативности представления данных в вышестоящие инстанции. Фактически создана основа, или информационная платформа, для создания в перспективе Единого Центра развития кадрового потенциала в Узбекистане, что может стать следующим этапом реализуемых в этом направлении реформ.
Сегодня продолжается процесс внедрения в государственных предприятиях и организациях страны таких наших решений типовой информационной системы управления персоналом государственных органов Республики Узбекистан (ТИС «Кадрлар») как «База справок-объективок» и «Кадровый менеджмент». На текущий момент с системой активно работают свыше шести тысяч кадровых служб госорганизаций, и в базу системы внесено уже более 200 тысяч справок-объективок. Наша группа внедрения и технической поддержки продолжает оказывать пользователям информационную, консультативную и практическую помощь, так как к данной системе постоянно подключаются новые пользователи. Опыт, полученный при реализации этого достаточно сложного проекта, практика оперативной оптимизации модулей системы, обеспечили не только успешное внедрение, но и позволили нашим программистам разработать новые инновационные решения.
Предлагаемое нами объединение модернизированных решений ТИС «Кадрлар», систем «Обеспечение занятости населения» и «Электронные трудовые книжки» позволит создать в Узбекистане единую унифицированную актуальную базу кадровых ресурсов.
И таких примеров серьезного инновационного подхода к решению бизнес-задач различного уровня немало. Создаваемые условия делают всё более привлекательным наш рынок для инвестиций и сотрудничества с всемирно известными вендорами, обеспечивая возможность развивающимся профессионально отечественным разработчикам расширять линейку партнеров и предлагать инновационные программные продукты, обеспечивающие реализацию высокотехнологичных задач для самых требовательных заказчиков.
– А какие ещё направления, Вы считаете перспективными и востребованными в ближайшее время на нашем рынке?
– Всё востребованнее в Узбекистане становится направление Информационная безопасность (ИБ). Само понятие «информационная безопасность» прочно входит в практику бизнес-культуры современного предприятия, нацеленного на успех. Вопросы ИБ становятся приоритетными, а грамотное и комплексное развитие данного направления приобретает особую важность и актуальность. Как показывает мировая практика и статистика, на сегодняшний день все компании, особенно крупные, финансовый сектор и госучреждения, к сожалению, подвержены риску быть атакованными. Сложность кибератак растет, они становятся более целенаправленными, а киберпреступники – более изобретательными. Атаки могут происходить абсолютно из любой точки мира. Цели могут преследоваться самые разные: финансовые, идеологические, политические, репутационные, которые в итоге приводят к потере информации, финансов, имиджа. Наиболее чаще кибератакам подвергаются браузерные приложения (например, Internet Explorer, Chrome и так далее), мобильные приложения на базе операционной системы Android, приложения типа Office (Microsoft Office, Office 365), а также Java, Adobe, PDF. Это всё самые популярные и используемые приложения.
Вопрос обеспечения информационной безопасности достаточно сложный, требует для решения затрат времени, сил, финансов. Чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке, мы расширяем линейку партнеров, предлагающих решения по информационной безопасности. В этих целях нами проводятся систематические мероприятия и конференции по теме ИБ для наших заказчиков, представляющих различные сферы, что позволяет им знакомиться с актуальной информацией по кибербезопасности, угрозам, зловредам, атакам и решениям по их выявлению, предотвращению и противостоянию. Мы предлагаем комплексный подход по решению задач в обеспечении ИБ.
Сегодня все больше иностранных производителей приходят на рынок Узбекистана. И чтобы эффективно работать с ними, надо иметь высокую квалификацию, быть сертифицированными специалистами по каждому предлагаемому продукту и решению ИБ. Мы предлагаем разнообразные решения по информационной безопасности, объединенные в платформу для защиты сети, конечных точек, облачных приложений и ЦОДов (центр обработки данных).
Также мы видим, что сегодня растет число проектов по созданию дата-центров. И с развитием интернет-технологий потребность в таких центрах обработки данных в Узбекистане будет только возрастать. В этой связи все актуальнее становится использование гиперконвергентной инфраструктуры. Потребителями гиперконвергентной инфраструктуры сегодня являются многие крупные предприятия, а также банки, обращающие внимание на преимущество возможностей интеграции с имеющимися серверами, гипервизором и виртуальным программным обеспечением. К примеру, использование гиперконвергентного решения позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы и уменьшить показатель TCO (total cost of ownership – совокупная стоимость владения).
Все гиперконвергентные системы оснащаются уникальным управляющим программным обеспечением, которое упрощает процессы, выполняемые вручную и, соответственно, снижает расходы на эксплуатацию. С внедрением на предприятии/организации данной системы ИТ-среда может быть предельно простой и понятной. Создание в предприятиях страны крупных Центров обработки данных обеспечит высокую технологичность, большую производительность и снижение рисков в вопросах информационной безопасности.
В заключение, хочу отметить, что, действительно, сегодня в стране делается много для эффективного внедрения инноваций, развития цифровизации во всех отраслях экономики. Важно продолжить развивать различные проекты e-government, внедрять ERP-системы, создавать Единую нормативно-справочную базу данных и методологию её использования, увеличивать инвестирование новых технологий и инновационных услуг, и усилить госконтроль за качеством внедряемых информационных систем, открыто информируя общественность через СМИ об этих процессах.
Развитие новых технологий и инновационных услуг, информатизация и повышение технологической культуры и образованности общества, повышение качества и удобства связи, появление новых социальных электронных порталов, доступность различных форм мультимедийного контента на фоне снижения стоимости интернета будут способствовать открытию новых предприятий и бизнеса, созданию дополнительных рабочих мест, что улучшит социальную сферу и качество жизни. Повсеместное внедрение новых инноваций и технологий улучшат нашу жизнь, социальную сферу и экономику страны. Главное, не снижать темпы и качество реализуемых проектов, как на уровне профессиональных ИТ-компаний, так и на уровне административного аппарата госструктур.
– Спасибо за содержательный разговор.
Беседовала Елена РОМАН,
Заместитель директора по работе с общественностью и СМИ.