Система LexDOCS может быть использована в качестве технологической платформы для создания Системы управления законотворческой (нормотворческой) деятельностью, которая будет:
являться основной информационно-технологической платформой поддержки законодательного процесса на уровне Парламента страны, нормотворчества органов власти и управления на местах, деятельности, связанной с созданием нормативных актов;
выступать как единая система, в случаи совместного ведения вопросов (в терминах СУЗД, обработки документов) палатами (при наличии двухпалатного парламента);
обеспечивать поддержку децентрализованного (самостоятельного) ведения производства, (когда обработка документов и/или рассмотрение вопросов, относятся к исключительным полномочиям одной из палат парламента).
Назначение и основные цели СУЗД
Главной целью разработки и внедрения СУЗД является автоматизация основного вида деятельности Парламента – рассмотрение и принятие внесённых законопроектов Субъектами права законодательной инициативы (далее СПЗИ).
СУЗД обеспечивает субъектов законодательного процесса возможностью:
размещать в единой базе:
электронные копии текстов законопроектов;
предложения и замечания по изменению или дополнению текстов рассматриваемых законопроектов;
плановые, итоговые и обобщающие (интегральные) материалы;
учётные данные о результатах рассмотрения законопроектов на всех стадиях законодательной процедуры;
использовать в своей законотворческой работе:
тексты внесённых законопроектов и постановлений, включая сопровождающий их материал;
результаты рассмотрения законопроектов по всем стадиям законодательной процедуры, в том числе результаты рассмотрения внесённых предложений и/или замечаний;
тексты принятых законов, включая историю принятия изменений и/или дополнений (поправок).
Решаемые задачи
СУЗД решает несколько принципиально важных задач.
Создание систематизированной Базы данных законотворческих материалов:
законопроекты и проекты постановлений, включая сопровождающий их документы;
законопроекты, отклонённые и прилагаемые к ним документы;
принятые законы и постановления, включая историю внесения изменений и/или дополнений;
плановые, итоговые, информационные и другие обобщающие (интегральные) документы законодательного процесса различного уровня (палаты, Комитетов), включая:
- программы работ;
- календарные планы рассмотрения вопросов;
- повестки и протоколы заседаний, включая стенограммы;
- информацию о ходе реализации программ;
- информацию о причинах отклонения законов;
- систематизация по:
- периодам работы (созывам);
- стадиям работы – заседания;
- структуре – комитеты/отделы;
- стадии рассмотрения законопроектов;
- субъектам права законодательной инициативы;
- ответственным комитетам;
- отраслям законодательства.
Автоматизация процесса прохождения законопроектов по стадиям законотворческой процедуры:
внесение законопроекта в Парламент субъектом права законодательной инициативы;
предварительное рассмотрение законопроекта;
первое, второе, третье чтения законопроекта;
повторное рассмотрение отклонённого законопроекта;
рассмотрение законопроекта Президентом;
повторное рассмотрение законопроекта, отклонённого Президентом.
Автоматизированное формирование учётной информации:
регистрация этапов прохождения проектов законов и постановлений;
регистрация документов заседаний;
регистрация документов, определённых Регламентом, устанавливающим порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов.
Оперативный поиск информации:
быстрый многокритериальный поиск необходимой информации на основе учётных реквизитов, включая полнотекстовый поиск по содержимому документов;
поиск и/или отбор информации через механизм навигации по различным аспектам систематизации законотворческой информации, включая поддержку указателей и справочников;
поиск законопроектов и проектов постановлений;
поиск плановых, итоговых, информационных и других обобщающих (интегральных) документов;
поиск принятых и отклонённых законов и постановлений.
Мониторинг, статистика и контроль результатов законодательного процесса:
- мониторинг законопроектов и проектов постановлений по стадиям законодательной процедуры:
Учётная карта (или паспорт) проекта, где фиксируются все детали прохождения проекта по стадиям законодательной процедуры:
- события, произошедшие на каждой из стадий (например, регистрация законопроекта, заседание Комитета и пр.);
- документы, связанные с этими событиями (например, законопроект и сопровождающие его материалы, повестки, протоколы, решения, заключения).
- cтатистика работы:
- распределение законопроектов по признаку: кто субъект права законодательной инициативы;
- распределение внесённых законопроектов в разрезе Комитетов;
- распределение постановлений по комитетам, ответственным за их подготовку;
- тематическая структура принятых законов и постановлений;
- статистика работы Комитетов;
- информация о прохождении законопроектов с учётом созыва;
- информация о прохождении законопроектов по стадиям законодательного процесса;
- итоги работы за различные периоды времени.
информация о выполнении графика рассмотрения вопросов;
реализации программ законопроектной работы;
информация о работе с отклонёнными законами.
Функциональная схема СУЗД
База данных законотворческих материалов:
1. Назначение
Централизованное накопление;
Систематизированное хранение;
Обеспечение доступа.
2. Состав
Проекты законов и постановлений;
Итоговые, плановые и информационные документы;
Принятые законы и постановления.
3. Основные принципы
- Обеспечение полной информации
- Автоматическая проверка обязательных реквизитов и документов;
- Обеспечение достоверной информации
- Протоколирование (аудит) и защита информации;
- Обеспечение непротиворечивой информации
- Контроль на недопустимость ввода противоречивой информации.
4. Структура и организация хранения материалов
Все материалы будут обобщаться через Учётную карту (паспорт) проекта;
Паспорт будет состоять из набора реквизитов, дополнительно характеризующих проект, например:
- № и дата проекта;
- Наименование проекта;
- Форма проекта – закон, постановление или международный договор;
- Характер проекта – внесение изменений, принятие нового закона или постановления, признание утратившим силу и т.п.;
- Инициатор – Субъект права законодательной инициативы (СПЗИ);
- Дата внесения проекта в Парламент;
- Ответственный Комитет;
- Комитеты/отделы – соисполнители;
- Текущая стадия законодательной процедуры;
- Последнее событие (действие), связанное с проектом, внутри текущей стадии законодательной процедуры;
Допустимость ввода и/или редактирования тех или иных реквизитов Паспорта проекта будет определяться текущей стадией законодательной процедуры.
Например:
- реквизит «Инициатор» будет доступен для ввода и редактирования на стадии «Внесения СПЗИ законопроекта на рассмотрение в Парламент»;
- реквизит «Дата принятия Закона Президентом» будет доступен только на стадии «Рассмотрение закона Президентом».
Содержательная часть материалов будет состоять из набора прикреплённых к Паспорту документов.
Каждый документ, в свою очередь, будет характеризоваться:- своим собственным набором реквизитов (например, вид документа; кто и когда поместил документ);
- обязательно ассоциироваться с событием, произошедшим в рамках определённой стадии законодательной процедуры.
Например:
- текст Проекта закона (документ), зарегистрированного в Аппарате Парламента (событие) на стадии внесения СПЗИ законопроекта на рассмотрение в Парламент (стадия);
- текст Повестки (документ) заседания Комитета (событие) на стадии предварительного рассмотрения законопроекта (стадия).
Образец (прототип) Учётной Карты Проекта:
Рег. № проекта |
123-0 |
||
Дата проекта |
23.09.2010 |
||
Наименование проекта |
О внесения изменения в статью XX Закона… |
||
Форма проекта |
Закон |
||
Субъект права законодательной инициативы |
Кабинет Министров |
||
Дата внесения в Законодательную палату |
23.09.2010 |
||
Ответственный Комитет |
Комитет по … |
||
|
|||
1. Внесение законопроекта в Парламент |
|||
Регистрация законопроекта и материалов к нему в Аппарате |
|||
Зарегистрирован и направлен Спикеру |
23.09.2010 10:00 |
||
Текст внесенного законопроекта ….. |
|||
Сопроводительное письмо…. |
|||
Перечень актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона… |
|||
Прохождение законопроекта у Спикера палаты |
|||
Направлен в Комитет по … |
23.09.2010 12:00 |
||
2. Предварительное рассмотрение законопроекта |
|||
Принятие профильным Комитетом решения о предоставлении законопроекта в Кенгаш |
|||
Предложить принять законопроект к рассмотрению |
23.09.2010 18:00 |
||
Письмо в Кенгаш ….. |
|||
Проект Решения Кенгаша… |
|||
Решение комитета … |
|||
Рассмотрение Кенгашом законопроекта |
|||
Назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания (срок); подготовить законопроект к рассмотрению в Законодательную палату (срок) |
24.09.2010 11:00 |
||
Управление законотворческой процедурой
Управление законотворческой процедурой при поддержке СУЗД позволяет обеспечить оптимизацию нормотворческого процесса по нескольким направлениям.
Автоматизация законотворческой деятельности депутатов и сотрудников Аппарата палаты:
перечень допустимых стадий законодательной процедуры;
допустимые переходы между стадиями законодательной процедуры или допустимый порядок прохождения законопроектов по стадиям законодательной процедуры;
перечень допустимых событий во время прохождения законопроектов или перечень допустимых действий над законопроектом со стороны участника законотворческого процесса;
допустимый порядок событий (действий) внутри каждой стадии законодательной процедуры;
виды документов, которые создаются в процессе законотворческой деятельности;
перечень допустимых документов, которые могут быть связаны с событием в рамках стадии законодательной процедуры с указанием обязательных документов для некоторого события.
Возможность адаптации в случае внесения изменений и/или дополнений в порядок рассмотрения законопроектов и проектов постановлений, включая организационные изменения:
расширение или сужение перечня стадий законодательной процедуры, событий и видов документов;
изменение порядка прохождения законопроектов по стадиям законодательной процедуры;
изменение порядка событий внутри стадий законодательной процедуры;
расширение или сужение перечня документов, которые могут быть связаны с событием в рамках стадии законодательной процедуры;
расширение или сужение количества Комитетов, включая их персональный состав (например, в связи с новым созывом).
Упорядочение доступа (разграничение прав доступа) к законотворческим материалам и процедурам в соответствии с ролью участника законотворческого процесса и выполняемых им функций, а также с учётом стадий законодательной процедуры:
создание конкретных рабочих мест участников путём описания их прав на доступ к информации, а также на выполнение определённых наборов операций;
поддержка групповой формы контроля и определения доступа;
описание набора доступных операций над материалами и реквизитами Учётной карты проекта для каждой стадии законодательной процедуры и связанных с ней событий.
Учётная информация
СУЗД автоматизирует процесс регистрации и учёта всех событий и материалов, касающихся законотворческой деятельности.
В частности:
внесённые на рассмотрение в Парламент проекты законов и постановлений, включая прилагающиеся к ним дополнительные документы;
заседания Парламента, комитетов и временных комиссий, в том числе повестки, протоколы, стенограммы и другие, рассмотренные и принятые документы, предусмотренные Регламентом;
результаты рассмотрения законопроектов и проектов постановлений по всем стадиям законодательной процедуры, включая внесённые отзывы, предложения и замечания;
отклонённые законопроекты, включая причины их непринятия;
принятые законы и постановления, в том числе международные договора и соглашения.
Тем самым обеспечивается:
надлежащую идентификацию законопроектов, проектов постановлений и сопровождающих их материалов;
существенное сокращение времени на поиск законотворческой информации;
усиление контроля над ходом законодательной процедуры;
повышение оперативности и качества законотворческого процесса.
Оперативный доступ и поиск
СУЗД обеспечивает оперативный доступ и поиск необходимой информации, связанной с материалами законотворчества (нормотворчества).
1. Методы поиска или отбора информации
- Навигация по одному из аспектов систематизации
Поиск с помощью Навигатора заключается в последовательном уточнении интересующего раздела классификатора или справочника.
Каждый последующий шаг поиска сужает область отбора.
Обеспечиваться навигация по следующим аспектам:
-
периодам работы – созывы;
-
стадиям работы – заседания Парламента, заседания комитетов;
-
структуре – комитеты;
-
стадии рассмотрения законопроектов;
-
субъектам права законодательной инициативы;
-
ответственным комитетам;
-
отраслям законодательства.
- Многокритериальный, многоаспектный поиск – «поиск по образцу»
Осуществляется путём задания условий поиска посредством заполнения соответствующих поисковых реквизитов Формы ввода.
В результате выполнения отбора выводится список материалов (документов), которые удовлетворили заданным условиям отбора.
В качестве реквизитов поиска выступают:
-
реквизиты Учётной карты проекта;
-
содержательная часть материалов (тексты документов).
2. Виды отбора информации
- Нерегламентированный отбор
Отбор информации предваряется заданием условия поиска через соответствующие Формы, включая отбор с помощью Навигаторов.
- Регламентированный отбор
Для отбора информации не требуется предварительного задания условий поиска со стороны пользователя, поскольку отбор осуществляется по заранее определённым в СУЗД условиям.
Например:
-
Список законопроектов, находящихся на стадии «Первое чтение»;
-
Список законопроектов, находящихся на рассмотрении в Комитете;
-
Список законов, не принятых за последний месяц.
3. Результат поиска информации
Результат отбора, или поиска информации в СУЗД т отображается в виде списка.
Каждая запись может включать в себя следующий набор базовых реквизитов для идентификации информации, и сопровождаться ссылкой на Учётную карту проекта или текст документа:
Рег. №;
Наименование законопроекта, проекта постановления, закона или документа;
Дата внесения;
Субъект права законодательной инициативы;
Ответственный комитет;
Стадия прохождения проекта, последнее событие и вынесенное решение;
Дата последнего события.
4. Просмотр информации
СУЗД обеспечивает доступ на просмотр, включая вывод на печать:
Учётных карт проектов законов и постановлений, нормативных актов;
Текстов документов, включая в соответствующих редакциях;
Деталей заседаний Парламента и Комитетов;
Учётных данных участников законотворческого процесса.
5. Сохранение предыдущей работы
СУЗД поддерживает интерактивное/автоматическое сохранение предыдущей работы пользователя с законотворческими материалами.
Например:
- Ведение списка документов, которые просматривались пользователем во время последнего сеанса работы;
Закладки на законопроекты и проекты постановлений для быстрого доступа к ним.
Ожидаемый результат от внедрения
Внедрение СУЗД обеспечивает органу (организации) несколько результатов.
Автоматическое формирование единого информационного пространства документов по законотворческому и нормотворческому процессу;
Существенное сокращение времени на поиск информации;
Сокращение издержек на расходные материалы и непродуктивного расхода времени персонала на многократное копирование бумажных документов;
Серьезный шаг в освоении технологии безбумажного документооборота;
Достижение прозрачности и открытости;
Повышение ответственности;
Поддержка эффективной и рентабельной работы;
Расширение диалога организации с общественностью.
Внедрение системы
На базе платформы LexDOCS была разработана и внедрена Система электронного законотворчества в:
Доклад NIHOL на ICT FORUM 2016, в секции «eGovernment Uzbekistan», в рамках Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWEEK Uzbekistan 2016, в Международном бизнес-центре (21-22 сентября 2016 года, г. Ташкент):
«Система электронного документооборота в сегменте законотворческого процесса в Олий Мажлисе РУз» (pdf, 5 195 КБ)
NIHOL предлагает Заказчикам услуги по созданию и внедрению Системы управления законотворческой (нормотворческой) деятельностью на базе платформы LexDOCS.
Республика Узбекистан, 100187, Ташкент, ул. Интизор 26, компания NIHOL
Тел.: 998 (+71) 266–58–44, 266-58-45, 266-58-46, 266-58-47;
Факс: 998 (+71) 266–58–48;
E–mail: info@nihol.com, oracle@nihol.com
Web: http://www.nihol.com/activity/lexdocs/lms/